Регламентные работы и межсервисный интервал


В ста­тье про тяжё­лую долю о-рин­гов я обе­щал, что напи­шу про штат­ное тех­ни­че­ское обслу­жи­ва­ние. При­шла пора это обе­ща­ние выпол­нить. :) Сра­зу ого­во­рюсь, что ста­тья эта не пред­на­зна­че­на для кол­лег-сер­вис­ни­ков. Ста­тья эта – для самых обыч­ных дай­ве­ров – вла­дель­цев регу­ля­то­ров. Мно­гие вла­дель­цы не име­ют пред­став­ле­ния о том, что дела­ет спе­ци­а­лист Сер­вис­но­го цен­тра с регу­ля­то­ром, отдан­ным на обслу­жи­ва­ние. Цель этой ста­тьи – поста­рать­ся этот про­бел восполнить.

Регу­ля­тор – слож­ное изде­лие, от кор­рект­ной рабо­ты кото­ро­го зави­сит жизнь вла­дель­ца. Для это­го все про­из­во­ди­те­ли регу­ля­то­ров преду­смат­ри­ва­ют про­ве­де­ние обя­за­тель­ных работ, кото­рые при­зва­ны обес­пе­чить эту самую кор­рект­ную рабо­ту. Регу­ляр­ность про­ве­де­ния таких работ при­мер­но оди­на­ко­ва. Как пра­ви­ло, это 1–2 года (или опре­де­лён­ное коли­че­ство погру­же­ний – что насту­пит быст­рее). При этом все про­из­во­ди­те­ли дела­ют ого­вор­ку про то, что регу­ля­то­ры, кото­ры­ми поль­зу­ют­ся интен­сив­но или в агрес­сив­ной сре­де, долж­ны про­хо­дить тех­ни­че­ское обслу­жи­ва­ние чаще. Сто­ит за эти­ми сро­ка­ми искренне стрем­ле­ние про­из­во­ди­те­лей не допу­стить несчаст­ных слу­ча­ев. Тех­но­ло­гии совер­шен­ству­ют­ся, появ­ля­ют­ся более стой­кие мате­ри­а­лы. Но веч­ных регу­ля­то­ров пока никто не придумал.

Кор­пус­ные дета­ли регу­ля­то­ра и пру­жи­ны рабо­та­ют весь срок служ­бы, если вла­де­лец не лома­ет их и бере­жёт от кор­ро­зии. Часть дета­лей, сто­я­щих в пер­вой и вто­рой сту­пе­нях, име­ет огра­ни­чен­ный срок служ­бы. Такие дета­ли необ­хо­ди­мо менять при про­ве­де­нии сер­вис­но­го обслу­жи­ва­ния. В первую оче­редь меня­ют­ся все уплот­ни­тель­ные эле­мен­ты, те самые о-рин­ги. Мате­ри­а­лы, из кото­рых изго­тав­ли­ва­ют­ся о-рин­ги, поз­во­ля­ют дли­тель­ное вре­мя обес­пе­чи­вать гер­ме­тич­ные соеди­не­ния, но со вре­ме­нем эти мате­ри­а­лы теря­ют проч­ность и упру­гость. То же самое мож­но ска­зать про мате­ри­а­лы, из кото­рых изго­тов­ле­ны подуш­ки кла­па­нов и раз­лич­ные мем­бра­ны. На них воз­дей­ству­ет дав­ле­ние, тем­пе­ра­ту­ра, вода (и всё, что в ней рас­тво­ре­но). Какие-то дета­ли баналь­но изна­ши­ва­ют­ся при рабо­те. В первую оче­редь – это подуш­ки кла­па­нов, кото­рые со вре­ме­нем заби­ва­ют­ся мусо­ром и выра­ба­ты­ва­ют­ся, в резуль­та­те пере­ста­ют обес­пе­чи­вать гер­ме­тич­ность соеди­не­ния. О-рин­ги тоже могут в один пре­крас­ный момент лоп­нуть. Для того, что­бы гаран­ти­ро­вать без­от­каз­ную рабо­ту регу­ля­то­ров, про­из­во­ди­те­ли обя­зы­ва­ют диле­ров и авто­ри­зо­ван­ные сер­вис­ные цен­тры про­во­дить зара­нее уста­нов­лен­ный пере­чень работ, кото­рые и назы­ва­ют­ся регла­мент­ны­ми работами.

Раз­би­рать регу­ля­тор, что­бы “помыть там всё и собрать, ведь я все­го два года с ним ныряю”, нель­зя. Даже если вла­де­лец об этом очень про­сит. Ста­тья про тяжё­лую долю о-рин­гов как раз и была мной напи­са­на для тех, кто искренне счи­та­ет, что мож­но “разо­брать и собрать, и ниче­го не будет”. На самом деле будет. Мате­ри­а­лы, поте­ряв­шие со вре­ме­нем эла­стич­ность и проч­ность, луч­ше не тро­гать. А кла­пан высо­ко­го дав­ле­ния после сбор­ки-раз­бор­ки может начать тра­вить – появит­ся дрейф сред­не­го дав­ле­ния. На кар­тин­ке ниже – поверх­ность такой подуш­ки кла­па­на (на при­ме­ре дета­ли AP1419 от Apeks). Обра­ти­те вни­ма­ние на весь­ма слож­ную фор­му канав­ки. Отме­чу сра­зу, что там вид­ны ино­род­ные части­цы, попав­шие в канав­ку и вмя­тые в поверхность.

AP1419 с канавкой

Все заме­ня­е­мые дета­ли вхо­дят в так назы­ва­е­мые “рем­ком­плек­ты” – набо­ры дета­лей, кото­рые долж­ны быть заме­не­ны при сер­вис­ном обслу­жи­ва­нии. Типо­вой рем­ком­плект содер­жит все необ­хо­ди­мые о-рин­ги, заме­ня­е­мые дета­ли кла­па­нов высо­ко­го (для 1 сту­пе­ни) или сред­не­го (для 2 сту­пе­ни) дав­ле­ния, а так­же мем­бра­ны, про­клад­ки и т.п. Сер­вис­ные цен­тры такие рем­ком­плек­ты обыч­но дер­жат на скла­де в доста­точ­ном количестве.

Что дела­ет сер­вис­ник при выпол­не­нии регла­мент­ных работ? Как пра­ви­ло, про­из­во­дит­ся раз­бор­ка регу­ля­то­ра и его пред­ва­ри­тель­ная чист­ка. Заме­ня­е­мые дета­ли отправ­ля­ют­ся в паке­тик для воз­вра­та вла­дель­цу (хотя я бы их реко­мен­до­вал сра­зу выки­ды­вать, что­бы ста­рые о-рин­ги не ока­за­лись где-то еще). Далее дета­ли регу­ля­то­ра про­хо­дят мой­ку в уль­тра­зву­ко­вой ванне, где сна­ча­ла исполь­зу­ет­ся мою­щий рас­твор, затем дета­ли очи­ща­ют­ся от отло­же­ний в сла­бо­кис­лот­ном рас­тво­ре, после чего они про­мы­ва­ют­ся в очи­щен­ной воде и сох­нут. Про­су­шен­ные дета­ли изу­ча­ют­ся на пред­мет отсут­ствия кри­тич­ных повре­жде­ний. Если какая-то деталь повре­жде­на (меха­ни­че­ское повре­жде­ние или кор­ро­зия в месте, кри­тич­ном для гер­ме­ти­за­ции соеди­не­ния), с вла­дель­цем обсуж­да­ет­ся заме­на – сер­вис­ное обслу­жи­ва­ние плав­но пере­хо­дит в ремонт, сто­и­мость заме­ня­е­мой дета­ли будет добав­ле­на к сто­и­мо­сти сер­вис­но­го обслу­жи­ва­ния. К реко­мен­да­ци­ям сер­вис­но­го спе­ци­а­ли­ста насто­я­тель­но реко­мен­дую при­слу­ши­вать­ся – повре­ждён­ная деталь может остать­ся “миной замед­лен­но­го дей­ствия”, да и заме­нить её при оче­ред­ном пла­но­вом тех­ни­че­ском обслу­жи­ва­нии обой­дёт­ся дешевле.

После того, как всё про­ве­ре­но, а повре­ждён­ные дета­ли заме­не­ны, регу­ля­тор соби­ра­ет­ся и настра­и­ва­ет­ся в соот­вет­ствии со спе­ци­фи­ка­ци­ей про­из­во­ди­те­ля. Как пра­ви­ло, после гру­бой настрой­ки регу­ля­тор про­го­ня­ют на стен­де, ими­ти­ру­ю­щем дыха­ние, после чего про­во­дят точ­ную настрой­ку. Это вызва­но тем, что новые эла­стич­ные дета­ли кла­па­нов высо­ко­го и сред­не­го дав­ле­ния про­ми­на­ют­ся под корон­ки сёдел, обес­пе­чи­вая гер­ме­тич­ное соеди­не­ние. Иде­аль­ная корон­ка кон­так­ти­ру­ет с подуш­кой сед­ла по окруж­но­сти. Чем даль­ше край корон­ки от иде­аль­но­го состо­я­ния – тем шире полу­ча­ет­ся канав­ка и тем хуже каче­ство соеди­не­ния. Поэто­му про­фес­си­о­наль­ные сер­вис­ни­ки все­гда изу­ча­ют эти самые края на пред­мет поли­ров­ки или в осо­бо запу­щен­ных слу­ча­ях – заме­ны (где корон­ка сед­ла выпол­не­на в виде отдель­ной дета­ли и может быть заменена).

После про­го­на и настрой­ки регу­ля­то­ры нуж­но оста­вить на какое-то вре­мя под дав­ле­ни­ем на стен­де, что­бы посмот­реть на дрейф сред­не­го дав­ле­ния. Если оно плы­вёт, зна­чит что-то сер­вис­ник упу­стил. :) Я уже писал об одной из при­чин тако­го пове­де­ния в ста­тье о пру­жи­нах и вре­ме­ни. На самом деле, это уже внут­рен­няя кух­ня сер­вис­но­го цен­тра. Всё, что про­хо­дит через мои руки, обя­за­тель­но сто­ит какое-то вре­мя на стен­де, под­клю­чен­ное к мано­мет­рам. Если всё в поряд­ке, то регу­ля­тор уста­нав­ли­ва­ет­ся на бал­лон с воз­ду­хом и тор­же­ствен­но отправ­ля­ет­ся в бак с водой на про­вер­ку на гер­ме­тич­ность. Отсут­ствие пузырь­ков – луч­шее под­твер­жде­ние того, что регу­ля­тор собран каче­ствен­но и им мож­но поль­зо­вать­ся. В прин­ци­пе, всё. Теперь посмот­рим, как выгля­дит типо­вой регла­мент по тех­ни­че­ско­му обслуживанию.

Я раз­ме­стил в этой ста­тье послед­нюю редак­цию Регла­мен­та тех­ни­че­ско­го обслу­жи­ва­ния регу­ля­то­ров AquaLung/Apeks. Этот доку­мент под­го­тов­лен ком­па­ни­ей “Тетис” на осно­ве ори­ги­наль­но­го доку­мен­та AquaLung, опуб­ли­ко­ван­но­го в 2015 году. Основ­ным отли­чи­ем от преды­ду­щей редак­ции явля­ет­ся про­ве­де­ние пол­но­го ТО для новых регу­ля­то­ров не реже одно­го раза в 2 года. При этом AquaLung вво­дит поня­тие “офи­ци­аль­но­го осмот­ра”, кото­рый дол­жен про­во­дить­ся не реже одно­го раза в год. Про­шу отне­стись к это­му доку­мен­ту с пони­ма­ни­ем. Ста­рые регу­ля­то­ры невоз­мож­но сде­лать новы­ми при любой редак­ции Регла­мен­та. Если регу­ля­тор выпу­щен дав­но, кор­пус­ные дета­ли име­ют сле­ды изно­са или кор­ро­зии, име­ет смысл не испы­ты­вать судь­бу и обслу­жи­вать его, как и рань­ше, не реже одно­го раза в год. Кро­ме того, в тек­сте ново­го Регла­мен­та оста­лась стан­дарт­ная ого­вор­ка: “Если регу­ля­тор исполь­зу­ет­ся с повы­шен­ной интен­сив­но­стью, в агрес­сив­ной сре­де (в т.ч. хло­ри­ро­ван­ной воде), пери­о­дич­ность выпол­не­ния тех­ни­че­ско­го обслу­жи­ва­ния долж­на быть умень­ше­на до 3–6 меся­цев.” На мой взгляд, сам вла­де­лец регу­ля­то­ра дол­жен под­дер­жи­вать разум­ный баланс меж­ду риском и эко­но­ми­ей, так как под водой вряд ли будет вре­мя пояс­нять, что про­пла­вал чуть боль­ше года. Тем, кто пла­ва­ет в над­го­лов­ке или совер­ша­ет деком­прес­си­он­ные погру­же­ния, вряд ли сто­ит рисковать.

В заклю­че­ние добав­лю, что все наши кли­ен­ты могут про­хо­дить офи­ци­аль­ный осмотр сво­их регу­ля­то­ров AquaLung/Apeks совер­шен­но бес­плат­но. При любых сомне­ни­ях я про­ве­рю регу­ля­тор на стен­дах и ска­жу, сто­ит ли про­ве­сти пол­ное тех­ни­че­ское обслу­жи­ва­ние, или регу­ля­тор ещё мож­но исполь­зо­вать. Окон­ча­тель­ное реше­ние о про­ве­де­нии обслу­жи­ва­ния в любом слу­чае при­ни­ма­ет вла­де­лец регу­ля­то­ра. До встре­чи в Сер­вис­ном центре!


Регла­мент ТО AquaLung/Apeks