Разумным людям во благо…


9 мар­та 2014 года во вре­мя под­лёд­ных погру­же­ний я столк­нул­ся с весь­ма непри­ят­ной ситу­а­ци­ей, когда в самый непод­хо­дя­щий момент инфля­тор мое­го кры­ла решил про­дол­жить под­ду­вать­ся после того, как я отпу­стил кноп­ку пуль­та. Самая оче­вид­ная мысль, кото­рая при­шла мне в голо­ву, была про обле­де­не­ние… Тем­пе­ра­ту­ра воды — плюс 1, вро­де бы все схо­дит­ся. Отстег­нул шланг под­ду­ва, вышел в май­ну. Но какой-то оса­док остал­ся и я решил изу­чить инфля­тор, что­бы понять, что же там мог­ло «замёрз­нуть». Пульт инфля­то­ра, сто­яв­ший на моем кры­ле, являл­ся широ­ко рас­про­стра­нен­ным на тех­ни­че­ских кры­льях мно­гих про­из­во­ди­те­лей т.н. Power Inflator с косым рас­по­ло­же­ни­ем загуб­ни­ка. Такие инфля­то­ры сто­ят на кры­льях OMS, Dive Rite и мно­гих других.

Итак, к дета­лям. На фото­гра­фии вни­зу — кар­тридж инфля­то­ра в разо­бран­ном состо­я­нии. Кноп­ка, пру­жи­на, кор­пус — свер­ху. Вни­зу — шток. Колеч­ко 006 на фото­гра­фии при­сут­ству­ет в каче­стве «роя­ля в кустах». Ско­ро всё ста­нет понятно.
 Я собрал неболь­шой лабо­ра­тор­ный стенд из кор­пу­са пуль­та инфля­то­ра и гоф­ры, вкру­тил в кор­пус кар­тридж инфля­то­ра из мое­го кры­ла, под­клю­чил стенд к регу­ля­то­ру и начал экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать. На удив­ле­ние, после несколь­ких нажа­тий я понял, что инфля­тор начал закры­вать­ся как бы «нехо­тя», чет­кой отсеч­ки воз­душ­но­го пото­ка не было. А потом он про­сто встал на сво­бод­ную пода­чу. Понят­но, что ни о каком замер­за­нии не мог­ло быть и речи, поэто­му я выкру­тил кар­тридж инфля­то­ра и уви­дел кар­ти­ну, кото­рая меня весь­ма не обрадовала…

Колеч­ко 006, нахо­див­ше­е­ся на што­ке бли­же к шести­гран­ни­ку на кон­це што­ка, выда­ви­ло воз­ду­хом, оно баналь­но закли­ни­ло шток… Вот тебе и замер­за­ние, про кото­рое чаще все­го и рас­ска­зы­ва­ют на обу­че­нии… Инте­рес­но, сколь­ко надо будет «ото­гре­вать» такую гры­жу, что­бы инфля­тор зара­бо­тал сно­ва? :) Даль­ней­шие иссле­до­ва­ния при­ве­ли к оче­вид­ной мыс­ли — в пол­но­стью нажа­том поло­же­нии шток выхо­дит из кор­пу­са слиш­ком силь­но, зазор меж­ду кор­пу­сом и шести­гран­ни­ком на кон­це што­ка ста­но­вит­ся доста­точ­ным для выле­та колеч­ка. Зана­вес… Дело в том, что за год-пол­то­ра колеч­ки дегра­ди­ру­ют и теря­ют свои изна­чаль­ные свой­ства (такие, как эла­стич­ность, раз­ме­ры, проч­ность). На новых инфля­то­рах колеч­ки сиде­ли плот­но. Покры­тие тоже было цело. Мои инфля­то­ры про­слу­жи­ли мне совер­шен­но без­от­каз­но почти пол­то­ра года. За это вре­мя колеч­ки откро­вен­но изно­си­лись, да и сами кар­три­джи откро­вен­но облез­ли… В ито­ге «гра­мот­ная» кон­струк­ция при­ве­ла к вне­зап­но­му отка­зу без каких-либо пре­ду­пре­жде­ний, за что отдель­ное спа­си­бо «ази­ат­ско­му про­из­во­ди­те­лю». Погру­же­ния в над­го­лов­ные сре­ды или погру­же­ния деком­прес­си­он­ные, в осо­бен­но­сти — на три­мик­се, совер­ша­ют­ся как раз на кры­льях ува­жа­е­мых про­из­во­ди­те­лей, исполь­зу­ю­щих подоб­ные деше­вые «тех­ни­че­ские реше­ния». Понят­но, что хоро­шо обу­чен­ный дай­вер быст­ро опре­де­лит неис­прав­ность и при­мет нуж­ные меры. :) Вспе­нит­ся и погиб­нет лишь неудачник. :)

Я нашел два вари­ан­та «лече­ния» этой про­бле­мы. Пер­вый вари­ант — заме­на коле­чек на жест­кие (90 duro) Viton’овые (в каче­стве при­ме­ра — колеч­ки RG1235 HP Seat o‑rings от пер­вой сту­пе­ни RG1208 Dive Rite). В таком вари­ан­те я успеш­но отны­рял через пару недель в такой же воде без каких-либо про­блем. Но я нашел и более пра­виль­ное реше­ние. На фото вни­зу — два вро­де бы оди­на­ко­вых кар­три­джа в нажа­том состо­я­нии (я дер­жу их пальцами.)

Сле­ва — кар­тридж из мое­го кры­ла, спра­ва — «функ­ци­о­наль­ный ана­лог» из пуль­та инфля­то­ра SQ15755 от Apeks. Теперь такие пуль­ты сто­ят на моём кры­ле, пока я не най­ду что-то более луч­шее и надёж­ное. И я не боюсь реко­мен­до­вать такие пуль­ты кли­ен­там. Раз­ни­ца вид­на нево­ору­жен­ным гла­зом — зазо­ра меж­ду шести­гран­ни­ком и кор­пу­сом кар­три­джа нет. Колеч­ку неку­да выле­тать. И, в отли­чие от «ази­ат­ско­го про­из­во­ди­те­ля», на каж­дом пуль­те инфля­то­ра от Apeks сто­ит серий­ный номер. Что­бы не спо­рить, род­ной это пульт, или контрафактный.

По ито­гам сво­их изыс­ка­ний я вёл актив­ную пере­пис­ку с интер­нет-мага­зи­ном в Аме­ри­ке, где зака­зал когда-то свои Power Inflator’ы, поза­рив­шись на извест­ную мар­ку… Тема пере­пис­ки — «ребя­та, будь­те бди­тель­ны, про­да­ё­те вещи, кото­рые могут убить». Мне отве­ти­ли, что такие пуль­ты от «ази­ат­ско­го про­из­во­ди­те­ля» поку­па­ют и ста­вят все, а луч­ше бы я обра­тил­ся не к ним, а в тех. под­держ­ку фир­мы-вла­дель­ца брен­да, где и были оптом куп­ле­ны для пере­про­да­жи эти самые пуль­ты инфля­то­ра. Спра­воч­но – интер­нет-мага­зин на сай­те фир­мы-вла­дель­ца брен­да ука­зан в каче­стве круп­ней­ше­го интер­нет-диле­ра, про­да­ю­ще­го всю про­дук­то­вую линей­ку брен­да. Моё пись­мо в тех. под­держ­ку той самой фир­мы-вла­дель­ца брен­да было так­тич­но остав­ле­но без отве­та. И на сай­те интер­нет-мага­зи­на теперь при опла­те счё­та тре­бу­ет­ся поста­вить кры­жик согла­сия с тем, что, опла­чи­вая счёт, я отка­зы­ва­юсь от каких-либо прав на судеб­ное пре­сле­до­ва­ние интер­нет-мага­зи­на в слу­чае, если я погиб­ну или полу­чу трав­мы при погру­же­нии с обо­ру­до­ва­ни­ем, при­об­ре­тен­ным у них.

Мораль этой исто­рии оче­вид­на. Помни­те, что модель «гараж­но­го биз­не­са» попу­ляр­на в США, но не у всех из гара­жа выхо­дит Apple. Есть и более скром­ные резуль­та­ты. :) Вне зави­си­мо­сти от лого­ти­па на вашем сна­ря­же­нии, не поле­ни­тесь про­ве­рить, какой кар­тридж сто­ит в инфля­то­ре ваше­го кры­ла.  Подоб­ные кар­три­джи име­ют зеле­но­ва­тое покры­тие кор­пу­са, это мож­но уви­деть, не раз­би­рая пульт инфля­то­ра. Ключ для выкру­чи­ва­ния тако­го кар­три­джа реко­мен­дую иметь под рукой, это полез­но. Есть еще два-три вари­ан­та кар­три­джей иной кон­струк­ции, о них рас­ска­зы­вать в рам­ках этой исто­рии не вижу смыс­ла, у каж­дой кон­струк­ции есть свои силь­ные и сла­бые места. Глав­ная мысль — не верь­те рекла­ме, в осо­бен­но­сти той, кото­рая содер­жит фра­зы по «обо­ру­до­ва­ние для серьез­ных дай­ве­ров». :) Про­ве­ряй­те сами или там, где есть спе­ци­а­ли­сты. И не надей­тесь, что эле­мент сна­ря­же­ния, кото­рый все­го год назад рабо­тал без­от­каз­но, будет столь же без­от­каз­ным сего­дня. К сло­ву — такие пуль­ты инфля­то­ра явля­ют­ся не обслу­жи­ва­е­мы­ми. Их не ремон­ти­ру­ют, а заме­ня­ют на новые. А раз­бор­ка кар­три­джа (то, что делал я в рам­ках сво­е­го иссле­до­ва­ния) про­сто не преду­смот­ре­на про­из­во­ди­те­лем. Я пошел на это толь­ко для выяс­не­ния при­чин и поис­ка воз­мож­ных решений.

Чёт­но­сти вам, уважаемые…