Проверяем легенды DIR


Недав­но на нашем фору­ме тюмен­ских дай­ве­ров зашел раз­го­вор о том, что про­дви­ну­тые дай­ве­ры ком­пен­си­ру­ют поте­ри, вызван­ные вве­де­ни­ем в кон­фи­гу­ра­цию длин­ных шлан­гов, уве­ли­че­ни­ем сред­не­го дав­ле­ния сво­их регу­ля­то­ров. К сожа­ле­нию, за дав­но­стью ори­ги­наль­ной темы (это обсуж­да­лось на неко­ем DIRов­ском фору­ме, у читав­ше­го отло­жил­ся сам факт) не уда­лось узнать дета­ли — что за регу­ля­то­ры, что за шлан­ги, сколь­ко было поте­ря­но и на сколь­ко уве­ли­чи­ли. Меня тема заин­три­го­ва­ла, тем более, что мои моз­ги инже­не­ра-бау­ман­ца тут же ста­ли это дело обсчи­ты­вать. :) При­шлось про­ве­сти неболь­шие испы­та­ния. Оче­вид­но, что при посто­ян­ном дав­ле­нии на вхо­де пер­вой сту­пе­ни ее про­из­во­ди­тель­ность огра­ни­чи­ва­ет­ся узки­ми места­ми ее кон­струк­ции, а так­же теми самы­ми шлан­га­ми, кото­рые исполь­зу­ют­ся для под­клю­че­ния вто­рой сту­пе­ни. Я взял толь­ко что вос­ста­нов­лен­ный «регу­ля­тор-убий­цу», про кото­рый писал в преды­ду­щей запи­си. Это Apeks DST (ATX) с пор­том 1/2″, к кото­ро­му корот­ким шлан­гом под­клю­че­на вто­рая сту­пень XTX40 Nitrox. Понят­но, что это не род­ной ком­плект. Тем не менее, после вос­ста­но­ви­тель­но­го ремон­та регу­ля­тор в нор­ме, мож­но исполь­зо­вать его для про­вер­ки подоб­ных легенд.

Итак, в путь… Для изме­ре­ния про­пуск­ной спо­соб­но­сти пер­вой сту­пе­ни исполь­зу­ет­ся A.I.R. Flow Analyzer с изме­ри­те­лем пото­ка Dwyer VFC-133. Корот­ким шлан­гом пора­бо­тал штат­ный шланг 1/2″, в каче­стве длин­но­го я взял свой ста­рый рези­но­вый 3/8″. Источ­ник высо­ко­го дав­ле­ния — обыч­ный бал­лон 230 Бар. Пер­вое фото — замер с корот­ким шлан­гом.
Про­пуск­ная спо­соб­ность — 1200 л/мин. Меня­ем шлан­ги. Теперь рабо­та­ет длин­ный.

Про­пуск­ная спо­соб­ность чуть ниже. Все-таки «эффект длин­но­го шлан­га» есть. Но я не вижу, зачем при такой раз­ни­це надо кру­тить сред­нее дав­ле­ние… Остав­ляю за кад­ром заме­ры про­пуск­ной спо­соб­но­сти вто­рой сту­пе­ни XTX40, они соста­ви­ли 500 л/мин. с руко­ят­кой Вен­ту­ри на минус и 600 л/мин. с руко­ят­кой Вен­ту­ри на плюс. Пер­вая сту­пень то самое и обес­пе­чи­ва­ет — при рабо­те двух (основ­ная и окто­пус) вто­рых сту­пе­ней 1200 л/мин. про­пуск­ной спо­соб­но­сти пер­вой сту­пе­ни хва­тит, что­бы обес­пе­чить две вто­рых на мак­си­му­ме эффек­та Вен­ту­ри на каж­дой. Но это в рекре­а­ци­он­ной кон­фи­гу­ра­ции, где вряд ли одна из сту­пе­ней будет на длин­ном шлан­ге. В тех­ни­че­ской кон­фи­гу­ра­ции, когда окто­пу­са про­сто нет, незна­чи­тель­ное огра­ни­че­ние про­пуск­ной спо­соб­но­сти связ­ки из пер­вой сту­пе­ни и шлан­га при таком раз­ли­чии про­сто НЕЗАМЕТНО… Самым узким эле­мен­том будет вто­рая сту­пень…

Жаль, что уже не выяс­нить, что же за регу­ля­то­ры и шлан­ги исполь­зо­ва­ли те люди, кото­рые все­рьез обсуж­да­ли ком­пен­са­цию тех самых «потерь на длин­ных шлан­гах»… Согла­шусь, что шлан­ги быва­ют раз­ные. Регу­ля­то­ры тоже. И при паде­нии дав­ле­ния раз­ни­ца может про­явить­ся замет­нее… Но я бы эту леген­ду все­рьез не при­ни­мал…