Недавно на нашем форуме тюменских дайверов зашел разговор о том, что продвинутые дайверы компенсируют потери, вызванные введением в конфигурацию длинных шлангов, увеличением среднего давления своих регуляторов. К сожалению, за давностью оригинальной темы (это обсуждалось на некоем DIRовском форуме, у читавшего отложился сам факт) не удалось узнать детали — что за регуляторы, что за шланги, сколько было потеряно и на сколько увеличили. Меня тема заинтриговала, тем более, что мои мозги инженера-бауманца тут же стали это дело обсчитывать. :) Пришлось провести небольшие испытания. Очевидно, что при постоянном давлении на входе первой ступени ее производительность ограничивается узкими местами ее конструкции, а также теми самыми шлангами, которые используются для подключения второй ступени. Я взял только что восстановленный «регулятор-убийцу», про который писал в предыдущей записи. Это Apeks DST (ATX) с портом 1/2″, к которому коротким шлангом подключена вторая ступень XTX40 Nitrox. Понятно, что это не родной комплект. Тем не менее, после восстановительного ремонта регулятор в норме, можно использовать его для проверки подобных легенд.
Итак, в путь… Для измерения пропускной способности первой ступени используется A.I.R. Flow Analyzer с измерителем потока Dwyer VFC-133. Коротким шлангом поработал штатный шланг 1/2″, в качестве длинного я взял свой старый резиновый 3/8″. Источник высокого давления — обычный баллон 230 Бар. Первое фото — замер с коротким шлангом.
Пропускная способность — 1200 л/мин. Меняем шланги. Теперь работает длинный.
Пропускная способность чуть ниже. Все-таки «эффект длинного шланга» есть. Но я не вижу, зачем при такой разнице надо крутить среднее давление… Оставляю за кадром замеры пропускной способности второй ступени XTX40, они составили 500 л/мин. с рукояткой Вентури на минус и 600 л/мин. с рукояткой Вентури на плюс. Первая ступень то самое и обеспечивает — при работе двух (основная и октопус) вторых ступеней 1200 л/мин. пропускной способности первой ступени хватит, чтобы обеспечить две вторых на максимуме эффекта Вентури на каждой. Но это в рекреационной конфигурации, где вряд ли одна из ступеней будет на длинном шланге. В технической конфигурации, когда октопуса просто нет, незначительное ограничение пропускной способности связки из первой ступени и шланга при таком различии просто НЕЗАМЕТНО… Самым узким элементом будет вторая ступень…
Жаль, что уже не выяснить, что же за регуляторы и шланги использовали те люди, которые всерьез обсуждали компенсацию тех самых «потерь на длинных шлангах»… Соглашусь, что шланги бывают разные. Регуляторы тоже. И при падении давления разница может проявиться заметнее… Но я бы эту легенду всерьез не принимал…